Пальчиковая страна

Воспитатель высшей категории Ибрагимова Патимат Шапиевна.
Воспитатель высшей категории
Ибрагимова Патимат Шапиевна

Давно известно, что пальчиковые игры очень важны для развития ребенка. Ведь недаром такие игры как «сорока-ворона», «ладушки», «коза рогатая» и т. д. известны давно и до сих пор это самые первые игры с малышом.    Наши ладони, и особенно пальцы, буквально пронизаны нервными окончаниями, напрямую связанными с мозговыми центрами, отвечающими за абстрактное мышление и речь, как устную, так и письменную. Более того, у нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.  Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этим точкам органы человека.

Цель программы - общее развитие ребенка; активизация мелкой моторики рук; умение сосредотачиваться на одном виде деятельности; проявление у ребенка самостоятельности в работе, уверенности в себе и собственных возможностях.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев, формировать правильное звукопроизношение.

2. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

3. Формировать умение подражать движениям рук взрослого.

Развивающие:

1. Развивать мозг ребенка, общую координацию, дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

2. Развивать память, внимание.

3.Стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм, пальчиковой гимнастике.

2. Формировать положительно эмоциональный настрой.

3.Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей (законных представителей) к работе с их детьми.  

Предполагаемый результат: 

К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру:

-           знают текст и умеют играть в пальчиковую игру;

-           самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю;

-           используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость;

- получение навыков работы с мелкими предметами;

-  развитие творческих навыков, умение работать с пластилином, бумагой;

- расширение словарного запаса;

-  развитие коммуникативных навыков. 

Особенности реализации программы

Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых игр, чем чаще таким образом «тренировать» мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его отделов, особенно отвечающих за речь и чтение. Развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психическое напряжение.    Поскольку дети в возрасте до 3 лет обладают особо цепкой памятью, они буквально со 2-3 прочтения запоминают, какие именно движения соответствуют конкретному тексту. По сути своей пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.

Движения не являются спонтанными или произвольными, они несут определенную смысловую нагрузку. Пальчиками ребенок «рассказывает» то, что вслух произносит играющий с ним взрослый.    Специфика пальчиковых игр состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. 

   Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: 

-  универсальность (можно играть в любом месте и в любое время); 

-  кратковременность (обычно не более 2-5 минут);

-  активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

 - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами, основанное на постепенном усложнении как двигательных, так и мыслительных задач. 

Программа занятий

Программа «Пальчиковая страна», разработана для детей дошкольного возраста от 1 года до 3 лет. Срок реализации программы – 1 учебный год. Количество детей – 8 человек. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение материала конкретной темы. Занятия проводятся два раза в неделю длительностью 10 минут, во второй половине дня, когда воспитанники не заняты на основных программных занятиях. Всего 8 занятий в месяц, в учебном году проводится 72 занятия. Занятия проводятся с сентября по май (9 месяцев). Платная услуга будет оказываться педагогом вне рабочего времени.

Программа «Пальчиковая страна» соответствует всем требованиям, предъявляемым к программным документам. Уровень изложения материала соответствует современным достижениям культуры и педагогической науки, а также научно-методическим требованиям обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie